Инновации в управленческом учете: мечты или реальность?


Инновации в управленческом учете: мечты или реальность?

Сложившийся на сегодня рынок программных средств для предприятий строительной индустрии отличает значительный дисбаланс: не все участники инвестиционно-строительной деятельности обеспечены инструментами автоматизации в равной мере. К примеру, найти удобные для подрядных организаций специализированные, нацеленные на учет строительно-монтажных работ (СМР) средства автоматизации весьма просто. Также без особых усилий можно отыскать универсальные продукты для управляющих финансовыми активами. Куда сложнее задача, стоящая перед «средним звеном» инвестиционно-строительного проекта: заказчиками и генеральными подрядчиками строительства, выбор информационных систем для них затруднен малым количеством предложений.

Нет необходимости говорить, что автоматизация — это не дань моде, а реальный ответ современным экономическим вызовам. Без автоматизации практически невозможен оперативный мониторинг показателей деятельности компании, трудно поддерживать финансовую дисциплину и рационально расходовать имеющийся бюджет. Какие же способы своей автоматизации представляются организациям-заказчикам строительства самыми очевидными?

Разработка информационной системы силами штатных специалистов — долгий и сложный путь, вынуждающий организацию на постоянной основе заниматься непрофильной для себя деятельностью и сопряженный с множеством рисков, специфичных для отрасли программной инженерии.

Приобретение и адаптация зарубежной системы — более простое решение, отдавая предпочтение которому следует помнить о высокой стоимости рабочего места и необходимости корректировать бизнес-логику и отчетные механизмы системы с учетом реалий российской деловой практики, правил ведения бухгалтерского и управленческого учета, требований правового поля и иных факторов.

Заказная разработка системы — путь, близкий к первому и отличающийся лишь тем, что создание продукта поручается не внутреннему отделу организации, а сторонней специализированной компании.


Что делать заказчику? Выбирать наименьшее из трех зол? Нет!

Решение, способное удовлетворить нуждам отечественных строителей, существует. Система, речь о которой пойдет в нашей статье, разработана российской компанией «СФЕРА Бизнес Солюшенс» и получила название «СФЕРА.Заказчик строительства». В ее основу положен обобщенный проектный опыт автоматизации управлений заказчика капитального строительства предприятий федерального уровня и следующие в фарватере государственной политики в области сметного ценообразования прогрессивные методологические разработки.

Какие же ключевые проблемы решает информационная система «СФЕРА.Заказчик строительства»?

Отсутствие доступных и эффективных специализированных систем управленческого учета

Как было сказано выше, спрос на системы для информатизации основных рабочих процессов организаций-заказчиков строительства сегодня удовлетворен крайне слабо. Приобретать западную систему — значит вкладывать деньги в именитый продукт, не получая взамен гарантии успешного результата. Создавать уникальный продукт, на 100% изначально отвечающий собственным нуждам, — значит попасть в зависимость от команды проекта, будь она собственной или внешней. Выход один — приобретать «коробочный» отечественный продукт, прошедший апробацию в других службах заказчика и успешно запущенный на них в промышленную эксплуатацию.

Отсутствие единой методологии финансового планирования инвестиционно-строительной деятельности

С позиции заказчика строительства, инвестиционно-строительный проект (ИСП) начинается фазой планирования расходов на строительство или реконструкцию объекта, очереди, пускового комплекса и т.д. Предложенный в информационной системе «СФЕРА. Заказчик строительства» подход основан на двухпроходном иерархическом планировании с плавающим горизонтом и адаптивным уровнем детализации затратных статей бюджета.

При первом проходе система строит перспективный инвестиционный план (например, на год и в отношении всего портфеля проектов), при втором — текущий план, известный также как план по титульным спискам. В основе каждого плана лежит иерархия объектов строительства или статей затрат, состав которых определяется предприятием, скажем, по главам сводного сметного расчета или иным основаниям. Формируемая таким образом финансовая модель инвестиционно-строительной деятельности отвечает распространенной практике декомпозиции затрат «сверху вниз» и отличается высокой точностью и скоростью построения. При этом ключевым аналитическим признаком является ИСП, а количество регистрируемых в системе проектов принципиально не ограничено и на внедрениях масштаба страны достигает сотен и даже тысяч. В свою очередь, каждый ИСП может объединять десятки объектов и быть частью более крупной учетно-аналитической единицы — целевой инвестиционной программы или портфеля проектов.

Непосредственно за процессами планирования расходов обычно следуют процессы проведения конкурсов и торгов, качественное документарное сопровождение которых в данной информационной системе позволяет возвращаться к их результатам для приглашения участников предыдущих торгов к новым закрытым конкурсам, анализа конкурирующих предложений и пр.

Сложность учета большого количества операций в разрезе множества аналитических измерений

Впрочем, основная сложность кроется не в планировании будущей, а в отражении на счетах управленческого учета текущей финансово-хозяйственной деятельности. Входящий в состав системы блок регистрации и ведения реестра контрактов на выполнение различных видов работ (главным образом, СМР) поддерживает процессы договорной работы на протяжении всего жизненного цикла контрактов, включая подписание дополнительных соглашений, изменяющих сроки исполнения контрактов или их стоимость. Соответственно, каждая отражаемая в системе учетная операция сопровождается целым набором аналитических признаков.

Оптимальный состав таких признаков (измерений) определяется при каждом внедрении индивидуально и отражает принятый на предприятии порядок управленческого учета. Тем не менее, опыт показывает, что ряд измерений является типовым. Так, почти каждое предприятие ведет учет затрат в разрезе ИСП, объектов и этапов строительства, календарных периодов, подрядных организаций, глав сводного сметного расчета и т.д.

Классический бухучет предполагает лишь два состояния операции в бухгалтерской учетной системе: «записана» (создана) и «проведена» (отражена в учете). Проверенный поколениями порядок привычен, но неудобен в контексте акцептования соответствующих расходов службы заказчика. Альтернатива от компании «СФЕРА Бизнес Солюшенс» превращает подлежащие учету операции в миниатюрные «объекты документооборота» и позволяет согласовывать их в соответствии с маршрутами любой степени сложности, что обеспечивает возможность осуществления финансового контроля непосредственно в учетной системе.

Существенную помощь в отражении информации о проведенных операциях с порядными организациями: выдаче авансов, принятии и оплате выполненных строительно-монтажных работ, списаниях с баланса — пользователям системы оказывает блок приема выполненных обязательств и актирования работ. Он осуществляет параллельный учет закрытия объемов в денежном выражении и натуральных показателях, а также сопровождает каждую проведенную операцию множеством аналитических измерений. Таким образом, каждый отраженный на счетах управленческого учета рубль становится носителем целого ряда признаков, способных найти свое применение в смежных информационных системах класса business intelligence.

Заметим, одной из таких систем является разработанный компанией «СФЕРА Бизнес Солюшенс» специализированный продукт «СФЕРА.Мониторинг стоимости строительства».

Конечно, взаимодействие с системами поддержки принятия решений — далеко не единственный способ построения управленческой отчетности. Большое количество специализированных отчетов может быть сформировано и непосредственно в самой системе «СФЕРА.Заказчик строительства». В табличной или графической форме руководитель службы заказчика в любой момент времени может в оперативном режиме наблюдать ход выполнения плана капитального строительства объектов, видеть расшифровку незавершенного строительства и капитальных ремонтов, соотносить плановые и фактические показатели ИСП и т.д.

Как это работает?

Бесспорно, любым методологическим инновациям нужна технологическая поддержка. Технологичность — важное качество информационной системы «СФЕРА.Заказчик строительства». Имея два варианта пользовательского интерфейса, система поддерживает коллективную работу в сети предприятия и в сети Интернет и тем самым открывает возможность объединить территориально удаленных сотрудников предприятий с разветвленной сетью филиалов, подразделений, дочерних и зависимых обществ. Возможность пользоваться системой через интернет-браузер освобождает специалистов от привязки к их рабочему месту и допускает полноценное использование системы из дома, со стройплощадки и отовсюду, где найдется подключение к Интернет, — достаточно иметь под рукой ноутбук или стационарный компьютер, коммуникатор или смартфон.

Кроме того, система имеет гибкую модульную структуру. Все модули системы тесно связаны между собой, но могут быть внедрены по отдельности и интегрированы в существующую информационную инфраструктуру организации. Наконец, присущие системе адаптивность, эргономичность и масштабируемость позволяют сократить издержки не только на настройку системы, но и на обучение персонала.

Можно сказать, что внедрение информационной системы «СФЕРА.Заказчик строительства» позволяет найти комплексное решение проблем, связанных с отсутствием эффективной специализированной системы управленческого учета, поднять на новый уровень финансовое планирование инвестиционно-строительной деятельности и заложить основы создания системы непрерывного мониторинга капитального строительства и ремонтов. Располагая системой такого класса, проще сохранять и удерживать передовые позиции в строительной индустрии.


Возврат к списку