Дорогу спланирует компьютер


Дорогу спланирует компьютер

Ярослав Деревянкин, руководитель проектов компании «Сфера Бизнес Солюшенс» Компания "Сфера Бизнес Солюшенс" разработала информационную систему «Управление стоимостью строительства – Росавтодор». Заказчиком данной Системы выступило Федеральное дорожное агентство, программное обеспечение предоставила компания «Сфера».

Подготовка и ведение документации дорожного строительства до сих пор в нашей стране ведется на бумаге. Килограммы, если не больше листов с проектами, сметами и отчетами циркулируют между заказчиками, подрядчиками, надзорными и регулирующими ведомствами. Разработанный информационный продукт «УСС – Росавтодор» позволяет не только отказаться от бумажного оборота и сократить время на обработку документации, но и оперативно отслеживать ход прохождения строительства на всех этапах, от инвестиционного до приемки, а также в перспективе (после наполнения базы) через использование аналитических возможностей программы формировать оптимальные проектные, стоимостные и конструктивные решения.

Базисной функцией продукта является хранение задействованной в инвестиционно-строительном процессе информации. Физически эта информация будет размещаться в системе центрального и удаленных серверов. Доступ к программе пользователи, которыми станут как представители Росавтодора и его региональных филиалов, так и подрядчики, смогут осуществлять через сети Интранета и Интернета. Безусловно, наполнение баз данных для полного раскрытия возможностей системы займет некоторое время, по предварительным оценкам, понадобится несколько лет. Однако даже на первых порах за счет скорости обработки документации пользователям будет легче придерживаться установленных сроков прохождения проектов.

Функционал

Итак, перечислим подробно функции «УСС – Росавтодор». В это входит: ведение единого банка данных сметных нормативов и индексов; определение стоимости строительства; автоматизированная экспертиза смет; централизованное и унифицированное электронное хранение документов; стоимостной мониторинг и контроль исполнения объемов строительства. Выполнение данных функций в рамках типового проекта потребует использование следующих данных. На инвестиционном этапе – инвест-оценки, программы и бизнес-плана. На этапе проектирования – сводного сметного расчета, стоимости ресурсов. Экспертиза – стоимостной экспертизы, скорректированного сводного сметного расчета. При торгах - технического задания, цены лота, стоимостных заявок, стоимостных приложений. На заключительном этапе строительства (исполнение и акт приемки) – локальных смет РД и актов выполненных работ.

Заметим, что часть функций системы требует взаимодействия с дополнительным программным обеспечением. Например, проектирование стоимости строительства возможно при условии задействования программ, позволяющих формировать, редактировать и просматривать локальные сметы, а также публиковать их в электронном хранилище стоимостной и сопутствующей информации. Обращение к внешней программе также понадобится при проведении автоматизированной сметно-стоимостной экспертизы. Для поддержания единого банка данных нормативно-справочной информации (сметных нормативов, индексов пересчета стоимости и информации о стоимости строительных материалов) система взаимодействует с базами данных Федерального центра ценообразования в строительстве, что позволяет унифицировать и централизованно обновлять данные. Все перечисленное позволяет на этапе стоимостного мониторинга и контроля исполнения объемов строительства в автоматическом режиме производить перерасчет сметных стоимостных показателей.

Ввод и работа с данными системы выстроены по принципу иерархичности. Пользователи получают право доступа к тем базам и функционалу, которым им задает администратор. Обязательным условием является авторизация пользователя (это также требуется для обеспечения безопасности), включая при необходимости присвоение ему личной электронной подписи. Верификация информации происходит при ее согласовании. Пользователи, представляющие свою организацию, при прохождении того или иного документа ставят свою визу в соответствующем разделе (все это происходит в электронном виде), и только по завершению процесса согласования документ добавляется в общую базу «УСС – Росавтодор»( опция для внешних подрядчиков. Внутренние пользователи имеют возможность размещать в системе документы непосредственно в выбранном разделе и с указанной обязательной для заполнения аналитикой ещё на предварительной стадии работы с документом. Это позволяет избегать локальной работы с документами и хранить всё в одном месте). Для удобства пользователей предусмотрен режим включения автоматического оповещения при изменении документа, оповещение приходит на указанные е-мейлы.

Программные решения

Ядро и платформа системы основано на продуктах компании Microsoft. Для организации архива проектов и хранения другой информации используется MS SharePoint Foundation 2010. Для организации хранилища данных - MS SQL Server 2008. Компоненты Системы устанавливаются на системное программное обеспечение семейства Windows server 2008. Базовый функционал портала SharePoint Foundation 2010 является дополнительным по отношению к основному функционалу решения, позволяя всем пользователям системы использовать функциональные возможности портальных продуктов в единой среде решения.

Основные функциональные возможности Microsoft SharePoint 2010 позволяют организовывать единое информационное пространство для хранения и совместной работы над документами и прочей информации по проектам; поддерживать разграничения прав доступа к отдельным документам; поддерживать версионность документов; оповещать пользователей о событиях в системе (создание, редактирование, удаление документов и информации); интегрироваться с офисным программным обеспечением Microsoft (Word, Excel, PowerPoint, Outlook). Помимо того, это дает возможность синхронизировать документы, календарь и задачи с MS Outlook; каталогизировать информацию; хранить документы в любом формате; организовывать обсуждения и форумы; работать как в сети Интранет, так и сети Интернет (оптимально через Internet Explorer); хранить такую информацию как документы, контакты, календари, обсуждения, ссылки, извещения; обеспечивать повышение общей корпоративной культуры использования информации, надежность и безопасность при работе с информацией и документами, а также быстрый доступ к нужным сведениям. В перспективе, если появится такая необходимость, может быть создан интерфейс Системы для мобильных устройств.

Особенности

Преимущества использования «УСС - Росавтодор» для реализации дорожных инвестиционно-строительных проектов очевидны. Единая база документов, причем, не только самой системы, но и внешние базы позволяют в оперативном режиме получать аналитическую информацию о ходе инвестиционно-строительного проекта на всех его этапах. Причем, гибкость платформы максимально расширяет параметры составления аналитических отчетов. Выбрав необходимые технические параметры, заказчик может быстро составить предварительное обоснование проекта, оценить его стоимость как методом сравнения объектов-аналогов, так и через подсчет объема предполагаемых ресурсов, конструктивных и инженерных решений, ведь система после ее наполнения будет способна оперировать укрупненными показателями и типовыми объектами. Строительство дорог как линейных объектов имеет свою специфику. Однако и тут система, насколько это возможно, позволяет данную специфику учитывать. Ее аналитические функции позволяют оперировать такими показателями как территориальная зона, климатическая зона, коэффициенты оплаты труда и машино-часа. Отдельно хотелось бы обратить внимание вот на что. Система позволяет не просто оперировать укрупненными показателями, внесенными в базы данных, но и создавать их. Пользователь может задать команду рассчитать укрупнения по техническим характеристикам и по видам работ, это детальная характеристика, приближенная к конструктивным решениям, если здесь мы говорим не о стоимости, а сумме видов работ. На сегодня операционная деятельность системы заканчивается этапом передачи построенной дороги или объектов в эксплуатацию, также при желании Систему можно использовать для проектной и сметной деятельности при ремонтных работах. Вместе с тем, было бы интересно пойти дальше и разработать аналогичный продукт для расчета жизненного цикла линейного строительства. Думаю, что технически это вполне возможно.


Деревянкин Я.В. Дорогу спланирует компьютер // Цена вопроса. — 2011. — №5. — С. 12.


Возврат к списку